09:49 Влияние семейных ценностей на культуру пожарно-безопасного поведения в семье. | |
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации. Их непосредственность, любопытство часто ставит их с реальной опасностью возникновению пожара. Родителям необходимо объединить усилия, для того чтобы уберечь детей от возможной трагедии и сформировать у них культуру безопасного поведения. Выделяется три компонента безопасного поведения: - предупреждение опасности; - уклонение от опасности; - преодоление опасности . Предупреждение опасности — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Необходимо очень четко понимать какая опасность может грозить ребенку. И одна из опасностей это пожар. Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если неумело и неосторожно обращаться с ним. К сожалению, взрослые этого не делают. Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти игры. Ведь благодаря научно-техническому прогрессу в промышленности, в строительстве, в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью химии и физики. В огромных количествах широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах. Буквально в каждом доме можно найти массу электроприборов — холодильники, телевизоры, радиоприемники, утюги, электронагреватели и многое другое. Привычная газовая плита также может стать источником беды. К сожалению, очень часто сами взрослые в основном имеют весьма смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих их в своем жилище: мебель, покрытая нитролаком, диван на поролоновой основе, отделка помещений полимерными материалами, изделия из синтетики и пластмасс — все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя опасный для здоровья и жизни человека дым. И в большинстве случаев люди, а особенно дети, гибнут на пожарах не от высокой температуры, а от выделяемого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взросление должны постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формировать у него отношение к этому миру, прививать способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные правила пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Ведь именно в семье ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности. Начинать целесообразно с чтения детской литературы типа противопожарной направленности, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка. Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности. Для детей игра — это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо - на помощь позвать. Т.Г. Хромцова
Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих ребенка в современном мире. Взрослые, создавая «картинки жизни», вначале подсказывают, а затем и подталкивают ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Занятия с ребенком должны учитывать все аспекты его развития и готовить его к адаптации в этом мире. Невероятно быстрыми темпами у детей в этом возрасте идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи. С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень формированности ребенка: · знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы). · умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира; · отношение переживания и понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |